Путешествие на озеро Байкал

IMG_2407

Путешествие вокруг острова Ольхон на надувной лодке летом 2014 года

Часть 1

29

Мысли о путешествии по Байкалу именно на лодке, появились после прочтения нескольких материалов о подобных мероприятиях. Окончательное решение принял зимой 2013.
Рассматривал несколько вариантов маршрута от 200 до 1000км.
Основным ограничением была продолжительность отпуска — 14 дней с дорогой до Байкала и назад, а так-же ограниченными возможностями по дозаправке на воде.
Остановился на трех вариантах:
1. Вокруг острова Ольхон, — около 200км.
2. По периметру малого моря, — тоже порядка 200км
3. Варианты 1 и 2, с переходом через Байкал на по Святой Нос в Чивыркуйский залив и назад через Ушканьи острова. Ориентировочно 600км.

 

Итак, собравшись, двинули в путь.
Дорога до места, с остановками на заправку, покушать и короткий сон отняла ровно сутки.
По пути, во многих местах ремонтные работы, на достаточно продолжительных участках дороги. Дорога сильно разбита, из-за чего не было возможности поддерживать нормальную скорость. Опасался, что лодка спрыгнет с прицепа.
Расстояние до поселка МРС (Сахюрта), именно там я собрался спускать лодку на воду, от моего дома 1380км.

Поселок Сахюрта (МРС).
Найти место для спуска лодки в воду удалось быстро, в Сахюрте есть что-то типа местного пляжа, там все водномоторники, в тч и МЧС спускают свои агрегаты.
Спуск на воду мне показался крайне неудобным по причине того, что глубина увеличивается слишком медленно, и прицеп не заходит в воду на нужную для комфортного спуска глубину. Я заехал в воду уже до такого уровня, когда вода вот-вот начнет заливаться в салон, а прицеп был еще сухой.
Не предусмотрев такого подвоха (первый раз все-таки в этом месте), я до спуска полностью загрузил лодку к походу. В общем пришлось изрядно попотеть, сталкивая полностью груженую (~700-800кг) с прицепа.

 

Все, мы на воде.
Прежде чем стартовать, надо было решить вопрос с парковкой автомобиля и прицепа. Это оказалось не очень сложным. На некоторых домах в поселке висят таблички «автостоянка». Цену просят 200р/сутки. Договорились на 100р/сутки если оплачу сразу за все дни.

Пока собирались, начался ветерок и поднялась небольшая волна, поэтому решили до места первой ночевки не делать большого перехода, и остановиться где-нибудь недалеко от места старта, где будет не очень людно, и будет место для стоянки. Тем более, что время уже шло к вечеру.
Это сделать оказалось не так то просто. Учитывая, что была суббота, все берега недалеко от поселка, где есть хоть какая-то возможность подъехать на автомобиле, были «битком» набиты туристами.
За мысом Улан, оказалась узкая береговая полоса с небольшим пятачком для организации лагеря. Мы буквально на пару минут опередили группу туристов, которые спускавшись со склона присматривали также, как и мы место для ночевки.
Разбили лагерь уже в окончании длинного пляжа, на небольшом свободном участке, тк основная часть берега была уже занята ранее прибывшими туристами.
Ужин, крепкий сон под звуки набегающей волны, после длинного пути.
Утром мы проснулись от достаточно громких звуков бубна, барабана, и еще каких-то экзотических музыкальных инструментов……….

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Как я уже сообщил выше, проснулись мы от странных на первый взгляд звуков. Выглянув из палатки, мы увидели тренировку по капуэйра. Оказалось, что рядом стоит летний лагерь детей, увлекающихся капуэйра, они оказались тоже из Красноярска.

Накупавшись, подкрепившись и совершив экскурсию на вершину мыса мы выдвинулись к месту следующей ночевки.

Пересекли пролив Малое море, пошли на север, вдоль острова Ольхон, любуясь окружающими нас красотами, попутно присматривая место для следующей остановки.

Что бы иметь возможность, спокойно, без суеты, иметь значительный запас по времени на организацию места ночевки, лагерь решено было ставить не позднее 16-17 часов. Плюс, как правило к 16-17 часам уже поднимался ветер и начинал гнать крупную волну.

Вдоволь накупавшись под скалами и позагорав, мы в поисках ночевки зашли в хорошо защищенную от ветра бухту. Шикарный песчаный берег, теплая как парное молоко, и в тоже время прозрачнейшая вода, полное отсутствие соседей, убедили нас поставить в заливе лагерь.

Решили тут остаться на две ночевки делая радиальные выходы к островам и на другой берег Малого моря.

Уединение с природой было недолгим…

 

Путешествие на озеро Байкал.
Вокруг острова Ольхон на надувной лодке.
Часть 2

Что бы иметь возможность, спокойно, без суеты, иметь значительный запас по времени на организацию места ночевки, лагерь решено было ставить не позднее 16-17 часов. Плюс, как правило к 16-17 часам уже поднимался ветер и начинал гнать крупную волну.

Вдоволь накупавшись под скалами и позагорав, мы в поисках ночевки зашли в хорошо защищенную от ветра бухту. Шикарный песчаный берег, теплая как парное молоко, и в тоже время прозрачнейшая вода, полное отсутствие соседей, убедили нас поставить в заливе лагерь.
Решили тут остаться на две ночевки делая радиальные выходы к островам и на другой берег Малого моря.
Уединение с природой было недолгим…

Продолжение следует.

2

Итак, продолжу.

Как уже сообщил выше, надежды на уединение рассыпались в прах уже утром, когда невдалеке от нас проехал уазик с открытым верхом с водителем и пассажиркой.
Немного погодя стало оживленнее и началось настоящее паломничество туристов.
Оказывается, место, где мы остановились, является культовым. На полуострове Хоргой расположена Курыканская стена, и это место является одной из точек, куда обязательно завозят туристов, путешествующих как на автомобильном, так и на водном транспорте.
Мы тоже прогулялись по полуострову в попытках отыскать жертвенные камни, однако нам это не удалось. Так прошел день.

3
Насколько мне известно, мыс Хоргой это последнее место где сохранились остатки Курыканской стены. Другой участок стены был на мысе Шэбетский (остров Ольхон), но его во времена СССР разобрали и использовали на фундамент школы и строительство пирса.

Утром, после второй ночевки в этом замечательном заливе, мы выдвинулись дальше, по пути решив сделать небольшой крюк до острова Хубын облюбованного птицами.
Волна при выходе из залива была настолько неудобная, что лодку постоянно срывало с глиссирования, поэтому пришлось поднять основной мотор и опустить «запаску», при помощи которой, уже не спеша, переваливая с волны на волну дошли до острова, сделали несколько снимков и выдвинулись на поиски следующего места стоянки.

 

Так как на первых двух стоянках было сложно с дровами, решили по пути, по берегам пособирать дрова, ну и покидать спиннинг в каком ни будь заливе.

Добравшись потихоньку до залива Шэбэтский решили переждать разыгравшееся волнение укрывшись в заливе, попробовать поблеснить, да немного покупаться.
Рыбалка не удалась, перебрав кучу блесен, и сделав несколько кругов по заливу, принято решение двинуть дальше, тем более, что волна стала меньше. В заливе стояли сети, то ли отдыхающих, то ли местных.

Следующим посещенным заливом был Тогай, куда мы зашли пособирать выброшенные волной на берег дрова. На берегу разговорились со студенческой парой из Новосибирска, ребята уже неделю отдыхали на Ольхоне остановившись в пос. Хужир, и исследовали побережье с целью порыбачить на спиннинг и позагорать. От парнишки узнали, что рыбалки нет, и что местные рыбаки ему говорили о том, что рыба сейчас клюет на другом берегу малого моря, и по другую сторону острова на большом Байкале. Сам он, днем раньше поймал только одного окуня на озере рядом с заливом.
Тот факт что с рыбой проблемы на этом берегу острова ранее подтвердил турист, подходивший к нам на стоянку на Хоргое.

 

Собрав дрова пошли дальше на поиски стоянки, ветер стих полностью, наступил полный штиль без волн и ряби.
Водная гладь малого Байкала была словно зеркало.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вдоль берега много турбаз, полно туристов, и мы решили пройти как можно дальше к северу, максимально приблизившись к мысу Хобой.

Так мы прошли порядка 48 километров, пока не увидели приличный берег, с песком, и малым количеством туристов, что позволяло комфортно разместить лагерь. Наличие дров для костра также радовало.
Это был залив Саса.
Тут мы решили провести одну-две ночи.

7

Итак, мы застолбились в заливе Саса.
Замечательный закат, прекрасный вечер у костра, вкусный ужин с омульком, подаренным соседями.

Почти весь следующий день, и ночь немного штормило и стоял плотный туман.
Ночью шел дождь.
Наша палатка greenell tralee 2 прошла первое испытание дождем.

 

Ближе к обеду следующего дня пришла команда байдарочников, шедшая из залива Шунтэ (другая сторона острова).
Рассказали, как хапнули впечатлений при прохождении мыса Хобой, да и на этой стороне уже качало нормально. У Хобоя, с их слов, сталкивалось два разных ветровых потока, и волны были уже метра по 2,5-3. Но проблема была не только в сильном волнении, а еще в плотном тумане, из-за которого не было видно берега уже через сотню метров.
В дальнейший путь ребята выдвинулись уже к вечеру, когда стало спокойнее и рассеялся туман.
Мы настроились стартовать в дальнейший путь на следующий день.

Решили поступить так — дойти до мыса Хобой, потом, если не сильно качает, дойти до пос. Узуры (обнаруженного на карте). Далее варианты действий по ситуации. Если за Хобоем штормит, и в Узурах ничего интересного нет, то разворачиваемся и идем через малое море на Заму, а далее, назад уже возвращаемся по другому берегу малого моря. Если же все пойдет нормально, то продолжим путешествие вокруг Ольхона.
Переход ну другую сторону, на Св. Нос и далее в Чивыркуй, мы отложили на следующий раз по нескольким причинам:
-переход от Хобоя до Св. Носа порядка 44км
-неопределенность с погодой, Байкал, судя по рассказу байдарочников качает очень крепко
-непонятное поведение лодки с периодическим сваливанием из глиссирования и прилипанием дна к поверхности воды
-плюс, при переходе к Сасе возникли проблемы с зарядкой от лодочного мотора, которую я изготовил своими руками перед походом.
….Правильно мы сделали, что отложили переход, тк на следующий день от сотрудника Узурской метеостанции узнали, что в районе Ушканьих островов был шторм. Туда на большом катере собирались отправить французов на экскурсию, но как раз из-за шторма отложили.

Итак, проведя две ночи в заливе Саса мы решили идти дальше. Ожидать от Байкала хорошую погоду можно бесконечно долго, поэтому выдвинулись в легкое волнение. Планы как мы собирались действовать дальше, я описал выше.
Путешествие на озеро Байкал.
Вокруг острова Ольхон на надувной лодке.
Часть 3

С вечера я опустил мотор еще на 1см. Прохватов во время движения стало меньше, но они не прекратились. В основном это было, когда мы перепрыгивали с волны на волну и винт повисал в воздухе, и когда срывались с глиссирования натолкнувшись на высокий вал, либо, когда не могли выгрести вверх на гребень волны. Наиболее комфортно было, когда длина волны была чуть короче длины лодки, и мы просто перепрыгивали по гребням валов. Я комфортно восседал на кемпинговом кресле, откинувшись на удобную спинку, супруга рядом, на мягком кормовом пуфике.
Высота волны была примерно от 0,5 до 1 метра.
Так, не торопясь, мы дошли до мыса Хобой, где торжественно допили скромные остатки португальского портвейна, специально сохраненные на этот случай (оставалось как раз по паре небольших глотков). Сделав несколько памятных фото, мы двинулись дальше, в Узуры, где должны были определиться куда двигаемся дальше.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

За мысом Хобой, на Большом море, обстановка была уже не такая как на Малом. Дул Култук, волны стали выше и длиннее мы их уже не перепрыгивали, а то взбирались вверх, то стремительно катились вниз как с горки. Наша лодка мужественно двигалась вперед к намеченной цели. Скорость передвижения была порядка 25-27 км/ч. Медленнее, сразу сваливались в водоизмещающий режим, если быстрее, реально страшно, тк лодка в таком случае подпрыгивала слишком высоко, и мы жестко приземлялись между валов, с последующим утыканием носа лодки в поднимающийся вал. В такой обстановке, это был оптимальный режим движения.
Практически не останавливаясь, с шутками да прибаутками, мы через некоторое время добрались до точки назначения. Это была среднего размера бухта, окруженная скалами, в которой стояли рыбацкие боты. Имя этому заливу — Хага-Яман.

 

Прибыли значит мы в Узуры, располагающиеся на берегу залива Хага-Яман, где с горы открывается прекрасный вид на саму бухту, Байкал и гору Раба.
На берегу были строения, как позже выяснилось, это метеостанция Узуры, и дома, где живут семьи сотрудника метеостанции, а также несколько построек для отдыха туристов.
Мы реально радовались, что можем передохнуть после такого непростого перехода (как я тогда ошибался, все самое крепкое было впереди).

На берегу залива все устроено для отдыха туристов. Есть ларек с напитками и возможностью легкого перекуса. Есть возможность переночевать как поставив палатку, так и договорившись с местной администрацией.
Мы решили сделать себе поблажку, договорились о цивилизованном ночлеге и возможности попариться в бане.
Появилась возможность зарядить наши девайсы, что мы незамедлительно сделали.

 

Так как в Узуры есть дорога по острову, это около 40км от Хужира, есть отдыхающие на машинах, с палатками. Размещаются они на большой поляне и на опушке леса ближе к склону горы Раба. Пляж, как и большинство на Байкале, дикий, народ купается и голышом тоже.
За порядком на территории присматривает сотрудник метеостанции. С ним же можно порешать вопрос о ночлеге, дровах, бане.
В Узуры каждый день привозят туристов, большинство из них иностранцы. Нам встретились корейцы, японцы, французы и немцы. Часть иностранцев по несколько дней проживает там, ходя в пешие походы в гору, с которой открывается красивый вид на бухту и Байкал.

Из Узур туристов возят на морские экскурсии к Ушканьим островам, либо в сторону мыса Ижимей, где можно понаблюдать за Байкальской нерпой. Но это тех, кто видимо группой там проживает, в основном, как я уже отметил, это иностранные туристы.
В тот момент, когда мы пребывали в Узурах, в бухте базировались рыбацкие суда, по ночам выходящие на лов омуля. Надо сказать, не всегда удачно, периодически, как нам рассказали, возвращаясь пустыми. Собственно, мы в этом убедились уже на следующее утро, когда встали пораньше, решив купить несколько хвостов омуля у рыбаков. Из четырех экипажей, с уловом пришел только один, у второго было рыбы всего пара небольших ящиков, двое других сходили в холостую.
На завтрак мы запекли на углях пару омулей и стали собираться в дальнейший путь.

 

В Заму решили не идти, а решили продолжить путешествие вокруг Ольхона.
Часов в 10 утра мы услышали работу мотора, а чуть позже появилась надувная лодка, направляющаяся в залив. Я подошел помочь вытащить ее на берег. В лодке путешествовал парень, шел он с Малого моря, со стороны Замы, путешествовал он по Малому морю по внешней стороне. Он рассказал, что со стороны малого моря полный штиль, а вот как зашел за мыс Хобой волны стали по 1,5 метра.

Дул Баргузин, усиливалась волна, появились «белячки». Запланированные для иностранных туристов экскурсии на Ушканьи острова и мыс Ижимей, были отложены на неопределенный срок.
Мы собирались идти….

 

Путешествие на озеро Байкал.
Вокруг острова Ольхон на надувной лодке.
Часть 4

Следующая запланированная ночевка в заливе Будырская губа.

Порешали так, что если будем совсем тяжко, то развернемся назад.
Юрий Юрьевич (сотрудник метеостанции), предварительно на карте показал нам место, где мы бы могли удобно разместиться на ночлег, где не так сильно дует ветер, и не сильная волна для стоянки лодки.
Итак, собравшись и упаковавшись мы выдвинулись в путь. Дул попутный ветер, волна при выходе из залива порядка 1-1,5 метра.
Дальше стало «веселее», оказалось что при попутном ветре, и соответственно волне, идти не так-то просто. Из-за длинной волны пришлось идти галсами, стараясь идти не строго перпендикулярно волнам, а чуть под углом, и пытаясь сглаживать силу ударов при приземлении. В водоизмещающем идти было грустно, поэтому развив крейсерскую скорость, придерживался ее. Шли 27-29км/ч.
Через некоторое время, когда мы уже порядком отошли от Узур, ветер и волна усилились. Выбора у нас уже не было, надо было идти до места. Фото и видео, которое во время периодических вынужденных перекуров (когда лодку срывало в водоизмещающий) мы пытались снять не передают высоту окружавших нас волн, и то как мы периодически взбирались на валы, а потом стремглав летели с вала вниз, или, когда мы перелетали с гребня одной волны на гребень другой. Я только и слышал, как периодически винт шуршит в воздухе, когда мы перелетаем на лодке с вала на вал. Старался держать скорость, что бы как раз хватало идти по гребням валов не скатываясь вниз, что не всегда получалось. Это было такое катание, как на американских горках. Когда не угадывали с длиной волны, следовало очень жесткое приземление, с последующим выгребанием на гребень вала.
Один раз приземлились практически в нижней точке вала, встретив его жестко носом лодки, масса воды, перелетев через носовой тент, напором окатила нас с ног до головы и залила часть вещей. Благодаря носовому тенту, с которого основная масса воды все-таки скатилась, в лодку попала только пара-тройка ведер, которая незамедлительно покинула ее через самоотливной кокпит.

 

Позже, вечером, я решил посмотреть в навигаторе профиль высот, что бы оценить статистику как нас болтало по пути.
Показания были такие: сначала колебания составляли 2-4 метра, что соответствует высоте средней волны 1-2 метра, потом 5-6 и 6-7 метров, а в один момент разница между зафиксированными показателями верхней и нижней точек составила 8-10 метров, что как вы понимаете, соответствует высоте волны 4-5 метров.
Получается, что мы побывали в шторме, силой около 4-7 баллов……

А я-то думал, что так четко кататься с гребня вниз, это как с горки на уровне третьего этажа под уклоном около 45 градусов.
Кстати, очень удобно, стартовать под горку, нужная для выхода в глиссирование скорость набирается моментально.

 

Так, с ветерком, с периодическими остановками, с матами да прибаутками, мы добрались до нужного нам места. Это была самая южная часть залива Будырская губа, там в конце, перед мысом, есть закрытый от сильного ветра участок берега. В самом заливе, у сухого ручья тоже есть стоянка, но мы решили там не останавливаться, т.к. место продуваемое, плюс там уже стояли туристы, видимо пришедшие на байдарках (хотя байдарок я не видел).

 

Берег галечный, и немного крутой. Еще дул ветер и в берег била приличная волна. Мы, когда пристали и вытаскивали лодку на берег, в один момент ее развернуло боком, и вода захлестнула через борт. Решили переставить лодку в другое, более удобное как нам казалось место, плюс ее там можно было качественно привязать. Что бы лодку не разболтало, пришлось ее выталкивать на берег на столько высоко, пока скеги на хвостовиках не уперлись под углом в дно. Только в таком положении лодку не разворачивало, она стояла как вкопанная.

В этом месте мы решили простоять одну ночь, и до обеда следующего дня выдвигаться дальше. За мысом Ухан, должна была быть удобная стоянка, и мы хотели дойти до нее и там заночевать перед финальным рывком к финишу.

8

Вечером пошел сильный дождь, плавно переросший в ливень с сильным ветром, ливень был такой силы, что у нас промокло кресло, предварительно укрытое полиэтиленом. Мы прятались в палатке. Палатка к счастью выдержала неожиданный натиск стихии.

 

Путешествие на озеро Байкал.
Вокруг острова Ольхон на надувной лодке.
Часть 5, заключительная

Утром засобирались идти дальше. Потихоньку начинал разгоняться Култук, сменив дувший до этого Баргузин.
Предварительно я опустил мотор совсем вниз, убрав последние подкладки, и заменил грузовой винт 10 шага, на штатный с 11м.
Мы надеялись максимально быстро добраться до точки маршрута, которую я определил еще с вечера, там предполагалась стоянка еще на одну ночь, после чего стартовать в Сахюрту.
Выйдя из залива столкнулись с неприятной лобовой волной, и опять пришлось идти галсами, что бы хоть немного меньше прыгать по волнам, гораздо удобнее, когда проходишь волны не в лоб, а немного под углом. так как ветер дул навстречу, стартовать после срыва с глиссирования стало тяжелее. Радовало одно, лодка со штатным винтом и опущенным до предела мотором пошла бодрее. Прекратились прохваты, при прыжках через валы уже не было такого рева, а был приятный шелест лопастей по воде.
На выходе из залива встретили две байдарки, идущие с юга. позже, через несколько километров снова видели людей на берегу, где нет подъезда, скорее всего это были также байдарочники. Видимо, путешествия на байдарках по Байкалу весьма популярны. Возможно, отчасти, популярность такого вида путешествия придал отчет пары студентов, которые на байдарке, несколько лет назад, обошли весь Байкал (по запросу в Google «кругобайкалка» найдете информацию об этом путешествии на байдарке вокруг Байкала).

После прохождения мыса Ухан, через несколько километров ветер и волна значительно снизились.
Так, ходом, мы по пути к намеченной точке проскочили обжитую стоянку. Когда пришли к месту, оказалось, что я ошибся на несколько километров, и там, где я поставил точку в навигаторе остановиться не получиться, а стоянка была как раз в том месте, которое мы уже проскочили.
Времени еще было достаточно, и я принял решение идти дальше, до места, с которого мы стартовали. Погода стояла ясная, видимость хорошая, и я решил сократить путь идя напрямки, а не вдоль берегов, «облизывая» все заливы. Взяв курс на дальний, виднеющийся мыс, предполагая, что за ним Ольхонские ворота, мы пошли вглубь моря. Это была моя тактическая и навигационная ошибка, то был мыс Крестовский, который знааачительно дальше Ольхонских ворот. Это мы выяснили немного позже, сверившись с навигатором. Этот «крюк» отражен на схеме маршрута.
Опять усилился ветер, а по удалении от берега и волна… Но мы же уже, после перехода до Узур и последующего к Будырской губе, были почти морские волки.
Волна была неприятная, я ни как не мог угадать с необходимой скоростью, что бы нас не колотило о поверхность воды. Прыжки были такие, что я периодически не видел, в каком направлении мы летим. После очередного приземления обнаружил, что ножку кресла, на котором я удобно размещался все путешествие, забило между транцем и надувным дном. Кое-как я ее извлек, но оказалось, что это ненадолго. После очередного жесткого приземления я почувствовал, что как-то глубоко стал сидеть на стуле. Остановившись обнаружил, что уже обе ножки забиты под транец, и извлечь их оттуда уже нет никакой возможности, а рама стула погнулась в двух местах.
Далее путь я продолжил, восседая на пуфике. Ох, как-же неудобно по волнам передвигаться сидя на надувном пуфике и управлять при этом лодкой. Прыгал на нем я как на батуте, периодически подлетая сантиметров на 20-30. Хотя, если бы это было жесткое сиденье, то сокрушаться бы мне пришлось о разбитом заде и вытряхнутых внутренностях.
Ближе к Ольхонским воротам, волна стала меняться, Култук сменился на Сарму, где-то в километре от входа в пролив пошла очень короткая волна. Так было даже лучше, мы перестали летать и жестко приземляться, просто пошли разрезая верхушки небольших валов. Удалось немного повысить скорость, берег нас ждал…

 

Сначала были мысли после короткого захода в Сахюрту уйти дня на три в Мухур, покупаться и порыбачить, но добравшись до места старта я принял решение выгружаться и ехать домой.
Нас ждали очередные 1380км пути на автомобиле. Назад, как не странно, ехали уже быстрее тк часть дороги уже оказалось отремонтированной, плюс, наверное, сказалось желание побыстрее увидеть детей, оставленных в деревне у родителей.

 

 

Итог
Привезена масса хорошего настроения и позитивных впечатлений.
Приобретен новый опыт.

До свидания Байкал, до встречи в будущем!

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В заключение немного про быт.

Много разных описаний путешествий есть в сети, но как правило никто не пишет, что делают с бытовыми отходами во время путешествий.
Мы поступали так.
Печенюшки я сразу перелил в пластик, правда рука дрогнула, и я не посмел подобным образом поступить с португальским портвейном и мускатом красного камня.
Всю органику, бумагу и прочий горючий мусор мы сжигали в костре, стекло и металлические банки увезли с собой. Места это много не занимало, тем более, что первую часть мы оставили в мусорных контейнерах в Узурах.
К большому сожалению часть красивейших мест Байкала «облагорожена» присутствием человека, стекло, сгоревшие консервные банки, пластиковая тара.
Забирайте мусор с собой, это не сложно, даже если перемещаешься пешком.
Интересный факт — в МРС (Сахюрта) мы не смогли найти контейнеров под мусор, их там просто нет, и отдыхающие выбрасывают мусор себе же под ноги. Мы увезли накопившийся за путешествие мусор с собой, в Красноярск.

PS мы — это я и моя жена Анна.


«

Комментарии

  1. Marikil
    Январь 31st

    Ближайший к Байкалу город — Иркутск. Байкал озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды.

  2. pravo
    Март 5th

    Общая тенденция такова, сначала надо попасть в Иркутск, Улан-Удэ или Северобайкальск.  От Иркутска 70 км до побережья это самый ближайший путь до озера.

  3. omsk
    Февраль 2nd

    Ближайший к Байкалу город — Иркутск. Байкал озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *